Особенности гиперактивных детей

Особенности гиперактивных детей

В наше время очень много детей, которые на месте и минуты не могут усидеть, за что ни возьмутся, сразу бросают.

В самом общем виде дана характеристика гиперактивного ребенка, быстрого, неугомонного, беспокойного, с импульсивными реакциями.

В последнее время в нашей стране и в большей степени за рубежом взрос интерес  этой проблеме, поскольку данный вариант развития ребенка становится весьма распространенным. К тому же такие дети в любой ситуации доставляют окружающим много хлопот, очень неровны в усвоении необходимых знаний и навыков, с трудом адаптируются к школе.

Наиболее ярко гиперактивность проявляется в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в этот период осуществляется переход к ведущей – учебной деятельности, и в связи с этим, увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуется умение концентрировать внимание на длительный отрезок времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Чаще всего именно в этот период родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности ребенка.

Гиперактивный ребенок отличается от других, прежде всего повышенной двигательной активностью и недостаточным умением контролировать свою деятельность и поведение. Вот примерный портрет такого ребенка.

Гиперактивных детей можно встретить почти в каждой группе детского сада. Ребенок такого склада начинает действовать, не дослушав инструкцию до конца, и через некоторое время, когда остальные дети уже активно включились в работу, обнаруживает, что не помнит, что нужно делать. Он либо продолжает бесцельные действия, либо начинает назойливо переспрашивать, что и как делать. Ребенок часто отвлекается, не пытается хоть как-то организовать свою работу, не использует предложенные средства, чтобы облегчить выполнение задания, поэтому допускает много ошибок, которые не видит и не исправляет.

Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении независимо от того, чем он занимается: математикой, физической культурой – или как проводит свободное время. Однако подобная «брызжущая» активность не всегда имеет высокую результативность, а многое начатое просто не доводится до конца. Внешне создается впечатление, что ребенок быстро выполняет задание. И, действительно, быстрым является каждый элемент движения, но в целом у этих детей много лишних, побочных, ненужных и даже каких-то навязчивых движений.

Прежде всего надо отметить, что многие дети этой категории временами или возбудимы, или внутренне напряжены: у них достаточно часто бывает резкая смена настроения, проявления чувства страха, тревоги. При внимательном наблюдении также можно обнаружить, что эти дети эмоционально бедны: у них невыразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны образы, беден отклик на музыкальные, художественные произведения; неглубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям. Характерно, как гиперактивные дети передают в рисунке свою семью. Понимая, что такое семья, перечислив все ее членов, в том числе и себя, они прежде всего рисуют предметы: дома, облака, траву и т.д., лишь постепенно переходя к людям. А изобразив всех членов семьи: маму, папу, тетю, бабушку – очень часто забывают найти в этом кругу людей место для себя. На вопрос: «Почему же тебя нет на рисунке?» – такие дети отвечают: «А я на улице» и т.д.

Удивительно, но факт; на предложение – сесть рядом с ребенком, некоторые мамы иногда отвечали: «Как это рядом? Мы так никогда не сидим!» Другими словами, они всегда «над» ребенком – в положении судьи и контролера. А вот рядом, вместе, чтобы было тепло и удобно им двоим, – это трудно и непривычно.

Именно неудовлетворенность от общения с близкими взрослыми часто является причиной такого поведения, ведь взрослый для дошкольника  центр его эмоциональной жизни: увлечений, отношений, контактов с другими людьми.

Почти всех гиперактивных детей волнует, любит ли их мама. Все подобные случаи показывают, насколько важна для ребенка теплая эмоциональная обстановка в семье, и прежде всего теплота во взаимоотношениях с самым близким человеком – мамой. У гиперактивных детей огромный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью из-за отсутствия такого контакта чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере (негативизм, возбудимость, тревожность).

Какие же рекомендации можно дать родителям?

– Нужно стараться, по возможности сдерживать свои бурные чувства, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Воспитывайте в себе интерес к занятиям ребенка.

– Избегайте жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» – лучше попробуйте отвлечь ребенка от нежелательных дел, может быть с помощью юмора.

– Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом.

– Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения.

– Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе.

– Не перегружайте ребенка. Не предлагайте ему выполнять два дела одновременно.

– Последняя группа советов, на наш взгляд, наиболее значима, поскольку помогает снять напряжение, как у ребенка, так и у взрослого, максимально друг с другом сблизиться, почувствовать желания и потребности друг в друге.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *