Говорят специалисты

Говорят специалисты

Особенности гиперактивных детей

В наше время очень много детей, которые на месте и минуты не могут усидеть, за что ни возьмутся, сразу бросают.

В самом общем виде дана характеристика гиперактивного ребенка, быстрого, неугомонного, беспокойного, с импульсивными реакциями.

В последнее время в нашей стране и в большей степени за рубежом взрос интерес  этой проблеме, поскольку данный вариант развития ребенка становится весьма распространенным. К тому же такие дети в любой ситуации доставляют окружающим много хлопот, очень неровны в усвоении необходимых знаний и навыков, с трудом адаптируются к школе.

Наиболее ярко гиперактивность проявляется в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в этот период осуществляется переход к ведущей – учебной деятельности, и в связи с этим, увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуется умение концентрировать внимание на длительный отрезок времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Чаще всего именно в этот период родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности ребенка.

Гиперактивный ребенок отличается от других, прежде всего повышенной двигательной активностью и недостаточным умением контролировать свою деятельность и поведение. Вот примерный портрет такого ребенка.

Гиперактивных детей можно встретить почти в каждой группе детского сада. Ребенок такого склада начинает действовать, не дослушав инструкцию до конца, и через некоторое время, когда остальные дети уже активно включились в работу, обнаруживает, что не помнит, что нужно делать. Он либо продолжает бесцельные действия, либо начинает назойливо переспрашивать, что и как делать. Ребенок часто отвлекается, не пытается хоть как-то организовать свою работу, не использует предложенные средства, чтобы облегчить выполнение задания, поэтому допускает много ошибок, которые не видит и не исправляет.

Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении независимо от того, чем он занимается: математикой, физической культурой – или как проводит свободное время. Однако подобная «брызжущая» активность не всегда имеет высокую результативность, а многое начатое просто не доводится до конца. Внешне создается впечатление, что ребенок быстро выполняет задание. И, действительно, быстрым является каждый элемент движения, но в целом у этих детей много лишних, побочных, ненужных и даже каких-то навязчивых движений.

Прежде всего надо отметить, что многие дети этой категории временами или возбудимы, или внутренне напряжены: у них достаточно часто бывает резкая смена настроения, проявления чувства страха, тревоги. При внимательном наблюдении также можно обнаружить, что эти дети эмоционально бедны: у них невыразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны образы, беден отклик на музыкальные, художественные произведения; неглубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям. Характерно, как гиперактивные дети передают в рисунке свою семью. Понимая, что такое семья, перечислив все ее членов, в том числе и себя, они прежде всего рисуют предметы: дома, облака, траву и т.д., лишь постепенно переходя к людям. А изобразив всех членов семьи: маму, папу, тетю, бабушку – очень часто забывают найти в этом кругу людей место для себя. На вопрос: «Почему же тебя нет на рисунке?» — такие дети отвечают: «А я на улице» и т.д.

Удивительно, но факт; на предложение — сесть рядом с ребенком, некоторые мамы иногда отвечали: «Как это рядом? Мы так никогда не сидим!» Другими словами, они всегда «над» ребенком – в положении судьи и контролера. А вот рядом, вместе, чтобы было тепло и удобно им двоим, — это трудно и непривычно.

Именно неудовлетворенность от общения с близкими взрослыми часто является причиной такого поведения, ведь взрослый для дошкольника  центр его эмоциональной жизни: увлечений, отношений, контактов с другими людьми.

Почти всех гиперактивных детей волнует, любит ли их мама. Все подобные случаи показывают, насколько важна для ребенка теплая эмоциональная обстановка в семье, и прежде всего теплота во взаимоотношениях с самым близким человеком – мамой. У гиперактивных детей огромный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью из-за отсутствия такого контакта чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере (негативизм, возбудимость, тревожность).

Какие же рекомендации можно дать родителям?

— Нужно стараться, по возможности сдерживать свои бурные чувства, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Воспитывайте в себе интерес к занятиям ребенка.

— Избегайте жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» — лучше попробуйте отвлечь ребенка от нежелательных дел, может быть с помощью юмора.

— Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом.

— Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения.

— Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе.

— Не перегружайте ребенка. Не предлагайте ему выполнять два дела одновременно.

— Последняя группа советов, на наш взгляд, наиболее значима, поскольку помогает снять напряжение, как у ребенка, так и у взрослого, максимально друг с другом сблизиться, почувствовать желания и потребности друг в друге.

 

Что такое детское творчество?

Творчество — это процесс освобождения внутренней энергии, которая живет в каждом человеке. Эта энергия несет нам состояние гармонии, необходимое и взрослому, и ребенку. Ведь любой человек по своей природе — творец. А что еще более важно для ребенка, его творчество становится важным элементом в собственном самопознании. Он учится видеть красоту мира и, наоборот, его несовершенство, которое ему захочется заполнить своим творчеством, чтобы мир стал чуточку лучше. В процессе творчества ребенок развивается эмоционально и интеллектуально, определяет свое отношение к жизни и ищет свое место в ней, приобретает опыт коллективного общения, взаимодействия и взаимозависимости, совершенствует навыки работы с различными предметами и материалами, учится владеть телом, голосом, речью и т.п.

Tворчество и дети — понятия неразделимые. Ребенок, вообще, по природе — созидатель. Общеизвестны способности детей к изобретению новых слов (подчас смешных, но очень точных), сочинению неслыханных мелодий (неуклюжих, но свободных от штампов), видению в бытовых предметах того, что не видит большинство взрослых (например, что привязанная за веревочку обувная коробка похожа на едущую машину или идущую за хозяином собачку) и т.д

Почему же большинство людей утрачивают этот, поистине волшебный, дар творческого видения и восприятия мира? Смеем утверждать, что это случается с теми, чьи родители мало обращали внимание на развитие творческих способностей своего ребенка.

А, между тем, творческое развитие детей — наша святая обязанность. И те родители, которые думают, что обучение ребенка творчеству — пустая трата времени, глубоко заблуждаются.

Что способствует развитию творческой активности у ребенка?

  1. Окружающий мир

На прогулке, транспорте, дома — в общем везде где вы находитесь вместе со своим ребенком обсуждайте что именно вас окружает и что происходит вокруг вас. Такое общение архиважное не только для воображения малыша, но для всего развития в целом. Ваши рассказы о животных, явлениях природы, растениях и других вещах окружающего мира, ваш речь – это самый первый и очень важный урок для ребенка. Таким образом, переданные вами знания и понятия будут хорошим стартом для последующего обучения ребенка, развитие его способностей, и в том числе и творческих.

  1. Развивающие игрушки и игры

Желательно родителям по возможности следить за тем, чтобы в арсенале непоседы было как можно больше полезных игрушек (или все). В обязательном порядке должны присутствовать конструкторы и мозаики, но естественно все должно соответствовать возрасту ребенка.

А перед тем как дать в руки малыша очередную игрушку — ознакомьтесь с ней сами и решите, принесет ли она какую-нибудь пользы ему. Можно воспользоваться следующими играми, влияющими и стимулирующими развитие творческих способностей у детей:

-«Превращение»

Нарисуйте 4 круга ребенку, и дайте ему возможность пофантазировать: пускай он их во что-нибудь превратит (дорисует). К примеру, в цветок, солнце, снеговик, воздушный шарик и т.п. Кстати тоже самое можно и проделать с остальными геометрическими фигурами;

— «Что там такое?»

Необходимо положить какой-нибудь предмет в шкатулку или коробочку и пусть ваш любимый выдумщик угадает, что же там находится, но при этом он может задавать вам сопутствующие вопросы и строить свои догадки;

-«Хорошо-плохо»

Взрослые называют предмет, а малыш должен сказать, как он считает, что в нем плохо и что — хорошо.Например, утюг: хорошо, что можно погладить белье, плохо, что можно обжечься. Ветер: хорошо — не жарко в солнечных день, плохо- можно простудиться и заболеть и так далее.;

-«Игры со словами»

Если стоите в очереди в магазине или поликлинике, идете с детского сада играйте с малышом в слова: вы называете определенное слово, а он пусть учиться подбирать к нему противоположное слово по значению (антоним): добрый- злой, сухой- мокрый, черный -белый; синоним (близкое по значению): красивый- прекрасный, работать –трудиться и т.д.;

-«Нестандартные задачки»

Необходимо чтобы ребенок пытался найти предметам необычный способ использования. К примеру, ложкой можно не только кушать, но и переливать жидкость из одной емкости в другую и т.п. Постарайтесь придумать необычный способ использования мяча, зеркала, кружки и других предметов. И самое важное: не бойтесь сами придумывать различные задачки для «всезнающего» детского ума. Одним из вариантом может быть и это: в город приехал цирк, но по каким-то причинам в городе закончился весь клей и афиши расклеить нечем. А как тогда сделать так,чтобы все жители узнали про цирк? Или: вся семья пошла в лес и взяли собой хлеб, консервы, компот, а нож забыли. И как теперь открыть банку?;

— «Что будет, если…»

Предоставьте возможность малышу пофантазировать: что будет если вдруг все станут великанами или кошки начнут говорить человеческим языком так далее.

  1. Рисование

Дайте своему малышу в руки фломастеры, кисточки, краски, карандаши. Запаситесь бумагой и конечно … терпением. Да, безусловно, вам придется, потом стирать перепачканные штанишки и рубашки и следить за тем, чтобы маленький художник не изрисовал весь дом, а ограничился только лишь бумагой. Ничего страшного в этом нет, все через это проходят! Вдруг у вас растет маленький «Репин» или «Пикассо»! Лучше заняться рисованием вместе с малышом и научить его правильно держать кисточку и пользоваться красками. В начале лучше всего изучить все цвета, а затем приступайте к рисованию. Начинайте с рисования простых геометрических фигур. Но при этом стоит непременно обсуждать весь процесс, а особенно первые «шедевры» ребенка. И когда он уже научиться многому, то дайте волю его самостоятельности.

  1. Лепка

По каким — то причинам далеко не все родители покупают своим детям пластилин. И очень зря! Ведь именно лепка очень полезна для ребенка, она развивает пальчики, и к тому же пробуждает творческие способности детей и позволяет малышу проявить всю его фантазию. На первых началах вы будите лепить шарики, колбаски, колечки, а затем постепенно малышу самому захочется расширить свой спектр умений и он начнет лепить что-то уже более сложное. Родители обратите внимание на то, чтобы пластилин был мягкий и яркий!

  1. Чтение

Читать детям требуется не только на ночь, но и в любое другое время. Это должны быть подобранные по возрасту и желательно интересу ребенка сказки, рассказы, стихи, литературные произведения. Некоторые специалисты утверждают, что чтению для ребенка необходимо уделять не менее 30 минут в день. А если вы будите вместе с ним посещать библиотеку, то увидите, когда он подрастет и пойдет в школу — он сам будет захаживать частенько в библиотеку. Книга, как ничто другое дает определенный полет фантазии и огромную возможность для воображения, а значит и способствует развитию творческого потенциала.

  1. Музыка

Детские песенки и классическую музыку ребенок должен слушать с раннего детства. Это положительно влияет на развитие памяти и образного мышления. И постепенно вы вместе с ним будете петь сами песенки. В случае, если вас каким-то образом обошли музыкальные способности, то по желанию малыша можно отдать его и в танцевальный кружок или кружок по обучению игре на конкретном музыкальном инструменте.

  1. Аппликация

Не бойтесь давать в руки ребенка ножницы. Пускай сначала под вашим присмотром он вырежет определенный предмет, а вы в свою очередь объясните ему все необходимые правила соблюдения техники безопасности и памятку по пользованию ножниц. Начните с простой аппликации из геометрических фигур. Можно, к примеру, нарисовать на цветной бумаге фигуры, а затем пусть малыш вырежет и сам составит аппликацию по своему замыслу. Очень удобно также использовать уже готовые комплекты для аппликаций.

Помните, что самое лучшее вложение в жизни — это в себя и в свою семью. Но «сосуд» не наполнится сам по себе, это каждодневный труд, начните вкладывать в своего ребенка уже сейчас и он обязательно вырастет успешной личностью с творческим  и свободным мышлением!

Любовь Ковшова, преподаватель изодеятельности

 

Патриотическое воспитание школьника

Детство — каждодневное открытие мира

и поэтому надо сделать так,

чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества,

их красот и величия…

                                                                                                                      В.А. Сухомлинский

 

Дошкольное учреждение – это начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. На прошедшей неделе во второй младшей группе нашего детского сада, воспитателем которой является Мария Викторовна Дедова, прошло открытое занятие

«Мой город – мой дом родной». Цель данного мероприятия – развивать у детей чувство патриотизма и любовь к своей Родине, своему родному городу. Основная задача – обобщение знаний детей о  своем родном городе и о его достопримечательностях.  Предварительно была проведена работа с родителями, и воспитанники второй младшей группы подготовили фотографии и  небольшие рассказы о том, в каких памятных  местах города они бывают вместе с родителями. Дети с особой гордостью рассказывали о прекрасных уголках своего родного города… Закрепляя знания, полученные в ходе совместной деятельности, мы с детьми решили поиграть во всем известную игру «Что? Где? Когда?» , ведь нельзя забывать, что одно  из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра.

В ходе ежедневной совместной деятельности с детьми я стараюсь помочь детям стать ответственными, коммуникативными, толерантными, настоящими гражданами и патриотами своей малой и большой Родины. И пусть дети еще не в полной мере осознают суть нашей с ними работы, но они знакомятся с нашей культурой, традициями, естественно приобщаются к ним, и, хочется надеется, что унесут их в свою взрослую жизнь…

                                                                                                                     Воспитатель М.В.Дедова